Народы Приморья и Приамурья - "Исконно русская" земля Сибирь - Каталог статей - Наш Новосибирск
Наш Новосибирск
Среда, 17.04.2024, 01:30
Меню сайта
Форма входа
Главная » Статьи » "Исконно русская" земля Сибирь

Народы Приморья и Приамурья
Из числа чжурчженьских племен, обитавших на ерритории Приморья и Приамурья и не вошедших в остав Маньчжурского государства, впоследствии вы- елились такие народности, как нанайцы, ульчи, удэ- ейцы. Кроме того, здесь с незапамятных времен оби- али многочисленные палеоазиатские племена. В Хабаровском крае по реке Аргуни и Амуру про-живали негидалыды, которых по переписи 1926— 1927 годов было 426 человек. Еще в XVII веке нивхи (гиляки) населяли все юж¬ное побережье Охотского моря. Н. А. Янчук доложил интересное сообщение г. Штерн-берга о племени сахалинских гиляков (нивхах). «Ги¬ляки не знают земледелия и гончарного искусства, снискивают пропитание главным образом охотой и рыбной ловлей, разогревают воду в деревянном ко¬рыте, опуская в него раскаленные камни и т. п. Осо¬бенно любопытны их семейно-родовые учреждения. Гиляк зовет отцом не только своего родного отца, но и всех братьев последнего, а жен этих братьев, как и сестер своей матери, зовет матерями, детей же всех перечисленных родственников — своими братьями и сестрами. И теперь каждый гиляк имеет супружеские права (по крайней мере их осуществление не считает¬ся грехом) на жен своих братьев и на сестер своей жены. На острове Сахалин мы видим, что мужчина нахо-дился в брачном сожительстве со всеми женами своих братьев и со всеми сестрами своей жены, что означа¬ет, если рассматривать это явление с женской сторо¬ны, что его жена вправе вступать в половые сношения с братьями ее мужа и с мужьями ее сестер. При этом братья мужа и мужья сестер — это не обязательно одни и те же лица. Эта форма брака на практике отличает¬ся от неустойчивого парного брака или также от мно¬гоженства только тем, что ряд таких случаев половых сношений, которые при других условиях подвергают¬ся строгому наказанию, здесь дозволены обычаем. Род гиляка составляется из всех братьев его отца (всех степеней), из их отцов и матерей, из детей брать¬ев гиляка и из собственных детей гиляка. Понятно, что аким образом составляющийся род может насчиты- ать в своей среде огромное количество членов. Жизнь юда протекает на следующих началах. Брак внутри юда безусловно воспрещен. Жена умершего гиляка [ереходит по решению рода к одному из братьев (лю- юй степени) покойного. Род содержит всех не способ¬ах к труду своих членов. «У нас нет нищих, — гово¬рил референту один гиляк, — если кто беден, того кор- шт род». Члены рода связаны общими жертвоприно¬шениями и празднествами, общим кладбищем и пр. >од гарантирует жизнь и безопасность каждого из сво- [х членов от покушения на него лиц другого рода. Средством служит родовая месть. Под влиянием рус- ких действие этого института значительно ослаби- :ось. Из действия родовой мести совершенно исклю- аются женщины. Род в некоторых случаях, впрочем, есьма редких, усыновляет лиц чужого рода. По об¬щему правилу, имущество не должно выходить из рода мершего. У гиляков в этом отношении действует обы- ай — если он не имеет своих наследников, должны [аследовать сородичи. Ни одно чрезвычайное событие в жизни гиляка не бходится без участия рода. Старший в роде сравни- ельно еще недавно был общественным главой, ста¬ростой рода. Роды бывают часто рассеяны в очень удаленных друг от друга пунктах, но, разделившись, ородичи продолжают помнить друг друга, ездят друг другу в гости, оказывают друг другу помощь, по- ровительство и пр. Впрочем, без особенной нужды иляк не покинет своих сородичей, гробниц своего ода. Родовой быт налагает резкий отпечаток на весь ду- овный склад гиляка, на его характер, нравы и учреж- ения. Привычка все обсуждать сообща, необходи¬мость постоянно вступаться в интересы своих сороди¬чей, круговая порука в делах мести, необходимость и обыкновение жить в больших юртах вместе с десятка¬ми себе подобных, так сказать, постоянно на народе, выработали в гиляке чрезвычайно общительный, раз-говорчивый характер. Гиляк чрезвычайно гостеприи¬мен, он любит принимать гостей, любит и сам к ним ездить. Благородный обычай гостеприимства особен¬но резко проявляет себя в дни невзгод. В черный год, когда у гиляка не хватает пищи ни для себя, ни для собак, он не протягивает руки за благодеянием: он уверенно отправляется в гости и кормится там иногда довольно долгое время. Среди сахалинских гиляков почти совсем не встре-чается преступлений корыстного характера. Свои дра-гоценности гиляк хранит в амбаре, который никогда не запирается. Гиляк настолько чувствителен к позо¬ру, что, уличенный в совершении чего-либо постыд¬ного, он уходит в тайгу и вешается. Убийства у гиляков довольно редки и совершают¬ся чаще всего в раздражении; во всяком случае, они никогда не имеют корыстной цели. В своих гражданс¬ких отношениях гиляк проявляет правдивость, вер¬ность слову и добросовестность. Несмотря на долгое подчинение окитаившимся маньчжурам, несмотря на губительное влияние про- ходимческого населения Амурского края, гиляки в нравственном отношении сохранили много доброде¬телей, свойственных первобытному племени. Но участь их строя жизни решена бесповоротно. Они об- русевают и вместе с выгодами культуры усваивают и все ее пороки. Сахалинские гиляки, как более или ме¬нее удаленные от центров русской оседлости, имеют шансы сохраниться в чистоте немного долее. Но и на них русское население оказывает свое влияние. В нижней части бассейна Амура, в Приморье и на Сахалине был расселен ряд сибирских народов, сход¬ных между собой по языку, хозяйству, быту и истори¬ческому прошлому. Это нанайцы, ульчи, удэгейцы, ороки, орочи и негидальцы. Все они говорят на близ¬ких друг другу языках тунгусоманьчжурской группы и противопоставляются в этом отношении еще одно¬му народу Амурского лимана и Сахалина — палеоази-атам-нивхам. Академик JI. Шренк, путешествовавший по Амуру в 50-х годах XIX века, выделил в населении Амура все указанные выше группы в качестве отдельных наро¬дов. Крупнейший исследователь народов Амура JI. Я. Штернберг считал нанайцев, ульчей, ороков и орочей одной народностью. Он исходил при этом из наличия у всех этих групп термина «нани» в качестве одного из самоназваний. Штернберг предлагал назы¬вать нанайцев (гольдов) нижнеамурскими нани, уль¬чей — низовоамурскими нани, ороков — сахалински¬ми нани и орочей — юго-восточными нани. Несомнен¬но, что в культуре всех этих групп имеется много об¬щего; во многом сходны и их языки. Анализ родового состава (наличие многих общих родовых названий) также свидетельствует, что по происхождению они тесно связаны друг с другом. В неолитическую эпоху на Нижнем Амуре была распространена культура, резко отличавшаяся от куль-туры Прибайкалья и Северо-Восточной Сибири. Для амурского неолита характерны подземные жилища, от-ражающие оседлый образ жизни неолитических оби-тателей берегов Амура, плоскодонная керамика со спиральным орнаментом, резко отличная от кругло- донной керамики с прямолинейно-геометрическим орнаментом неолита Сибири. Снаряжение и одежда охотника: 1 — охотничьи лыжи; 2 — лыжный посох; 3 — лук, употребляв¬шийся и как лыжный посох; 4 —пояс с принадлежностями; 5 — охотник в полном снаряжении; 6 — верхняя часть копья в дере¬вянном резном футляре; 7 — передник; 8 — головное покрывало; 9 — головной убор; 10 — колчан из рыбьей кожи; 11 — нарукавник Главным занятием неолитического населения При-амурья и Приморья было рыболовство, чем и следует объяснить его оседлый образ жизни. В культуре насе-ления Амура можно проследить целый ряд черт сход¬ства с неолитической культурой этой области. Это сходство прослеживается в культуре всех этнических групп Амура, но непосредственными потомками нео¬литического населения Амура следует, по-видимому, считать палеоазиатов-нивхов. Палеоазиатские по язы¬ку племена, в какой-то степени родственные нивхам, были несомненно распространены в прошлом значи¬тельно выше по Амуру. Есть основания считать, что для этих палеоазиатов Амура были характерны: осед¬лое рыболовство, землянки, ездовое собаководство со специфическим типом упряжки, сбруи и нарты, одеж¬да из рыбьей кожи, из собачьих, а в устье Амура и из тюленьих шкур, некоторые черты культа, связанные с рыболовством и почитанием реки. Отдельные эти чер¬ты мы прослеживаем у всех народов Амура. В настоящее время, за исключением нивхов, корен¬ное население Нижнего Приамурья говорит, как изве¬стно, на языках тунгусоманьчжурской группы. Уже это одно указывает на тесные исторические связи этих на-родностей с эвенками Сибири. В языках народов Ниж¬него Приамурья лексические и грамматические элемен¬ты эвенкийского языка преобладают над элементами маньчжурского языка. В составе нанайцев, ульчей и других тунгусомань- чжурских народностей Нижнег о Приамурья прослежи-вается целый ряд родов эвенкийского происхождения. В культуре народов Амура прослеживаются также осо-бенности, свойственные более северной таежной куль¬туре эвенков. Таковы эвенкийского типа большие лыжи, подклеенные камусом, конический чум, лодка- берестянка, очень характерная для эвенков форма ко-лыбели, такая своеобразная деталь одежды, как на-грудник, и некоторые другие элементы культуры. Но наряду с этим все народы Амура (в особеннос¬ти нанайцы) испытали на себе, кроме того, многове¬ковое влияние маньчжуров и китайцев. Это влияние сказалось, например, в широко распространенном типе одежды — халате, запахивающемся направо, зимнем жилище типа фанзы с отапливаемыми нарами — ка- нами, в утвари, украшениях, некоторых мотивах ор¬намента и т. д. Древнейшие китайские известия называют населе¬ние Амура, Сунгари и Уссури II—I тысячелетия до н. э. общим названием «сушень». Сушени описываются как дикий народ, не знавший хлеба и питавшийся сырым мясом. Они выделывали стрелы с каменными наконеч¬никами, жили в землянках, занимались охотой и ры¬боловством. В I веке до н. э. китайские известия назы¬вают здесь тунгусские племена илоу. Илоу, как и су¬шени, входили в сферу влияния Китая. Они занима¬лись охотой и рыболовством, но отчасти заимствова¬ли у китайцев земледелие, разводили свиней, лошадей и рогатый скот. Часть илоу, жившая по Нижнему Аму¬ру, сохраняла быт рыболовов-охотников и не призна¬вала власти Китая. В V—VII веках н. э. население этой области известно было в китайских источниках под названием «уцзи» и «мохэ». Эти племена мало отли¬чались от илоу. В начале VIII века на территории Маньчжурии и Северной Кореи складывается государство Бохай, в пределы которого входила и значительная часть со-временного Приморья. Бохайское государство (719— 925) оказало несомненное влияние на народы Примо¬рья. В эту эпоху в низовьях Амура, у озера Кизи, ки¬тайские историки называют племена кушо (кушо-бу), в которых можно видеть айнов (куши, куй — так именовали айнов ительмены Камчатки, народы Аму¬ра, а также маньчжуры и китайцы). Основные этапы позднейшей истории Приамурья рисуются следующим образом. После падения под на-тиском киданей Бохайского государства, а затем и в период государства чжурчженей—нюйчжей (1125— 1280), большая часть рассматриваемой нами террито¬рии не входила в состав государств киданей и чжурч¬женей. В китайских источниках низовья Амура в этот период описываются как земля нивхов. В преданиях народов Амура отразилась и эпоха монгольской ди¬настии в Китае (1280—1368). В 40-х годах XVII века на Амур проникают первые отряды русских казаков. Первые известия об Амуре русские получили еще в 30-х годах от эвенков и юка¬гиров. В 1643 году на Амур спускается по Зее «пись¬менный голова» Василий Поярков в сопровождении 130 человек казаков и промышленных людей. К 1649 году относится первый поход на Амур Е. П. Ха¬барова. По сведениям казаков, этнический состав населе¬ния Амура в первой половине XVII века рисуется сле¬дующим образом. Верхнее течение Амура вниз до ус¬тья Зеи было заселено даурами. Дауры говорили на монгольском языке, занимались земледелием, жили в крупных укрепленных селениях, имели в значительном количестве скот и лошадей. Ниже по течению Амура жилй дючеры (дзючеры, джучеры). Они говорили на маньчжурском языке. В бассейне реки Зеи жили эвен¬ки — манегры, а в бассейне Бурей — бирары, имев¬шие лошадей. Ниже устья Уссури, где кончались в то время поселения дючеров, жили натки (их называли также ачанами). Есть все основания думать, что на¬тки (ачаны) — это нанайцы. После Нерчинского договора 1689 года и офици-ального ухода русских с Амура китайцы пытались вовлечь в сферу своего влияния и низовья Амура. Они назначали из населения старшин, наделяли их знака¬ми отличия и поручали им собирать ясак и чинить суд. Но если эти родовые и деревенские старшины и имели влияние среди нанайцев, то среди других народов ни¬зовий Амура оно было ничтожным. В 1858—1860 го¬дах, когда по Айгунскому и Пекинскому договорам весь левый берег Амура и Уссурийский край отошли к России, началась массовая русская колонизация. Ни¬зовья Амура и Сахалин заселялись казаками, вольны¬ми колонистами и ссыльными. В середине XVIII века русским стали известны и алеуты, жившие на островах Алеутской гряды. Основ- Лов китов в Охотском море. С акварели Е. М. Корнеева ным их занятием была охота на морского зверя. Раз¬вито было также рыболовство. Орудия алеуты изго¬товляли из дерева, кости и камня.. Железные изделия попадали к ним, так же как и к айнам, редко. Промышленник Серебренников сообщал об але¬утах в 1753 году: «Ножи их были почти все каменные и редко кто имел железные, оружия не знали они ни¬какого, кроме стрел с каменным или костяным вос- трием, кои спускали они с особливой деревянной до¬щечки». Алеуты жили в полуземлянках, вмещавших не-сколько родственных семей. Общественные отношения характеризовались чертами патриархально-родового строя. Во главе родов стояли старейшины. Во владе¬нии рода находились промысловые угодья. Существо¬вала кровная месть. Между отдельными родами часто случались войны за овладение промысловыми угодь¬ями. Пленных обращали в рабов. Коряков в XVII веке до прихода русских насчиты-валось от 11 до 13 ООО. По переписи 1926—1927 годов — 7434. Алеутов в XVII веке было до 25 ООО. В 1927 го¬ду — 345. Издержки прогресса? Или они превратились в русских? Вопрос риторический.
Категория: "Исконно русская" земля Сибирь | Добавил: kvintessent (16.10.2010)
Просмотров: 2694 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Особенности ислама в Сибири [6]
Источники ислама в Новосибирской области и Сибири [12]
Историография ислама в Сибирском регионе [4]
Археология западной и южной Сибири [24]
Древности Евразии [15]
"Исконно русская" земля Сибирь [26]
Статьи партнеров [0]
Разное [0]